Центр исламских рукописей им. Шейха Зайеда
Центральным направлением научно-исследовательской работы Центра исламских рукописей является изучение рукописного арабографичного наследия народов Востока, представленное различными коллекциями в России и в мире,и прежде всего – собранием Института.
Научная работа Центра сконцентрирована в следующих областях:
- исследование и публикация рукописного наследия народов Востока на арабском, персидском и тюркских языках;
- обеспечение сохранности рукописного фонда Института;
- деятельность по оцифровке и каталогизации рукописей;
- обеспечение доступа к электронным ресурсам и базам данных по различным рукописным собраниям.
Важным направлением работы Центра являются археографические экспедиции, направленные на выявление и описание исламского рукописного наследия в Российской Федерации и за ее пределами.
Являясь одной из новых научных структур ИВ РАН, Центр исламских рукописей им. Шейха Зайеда аккумулирует существующий опыт работы с арабографичными рукописными собраниями, результаты научных изысканий его сотрудников активно публикуются в виде монографий и статей в рецензируемых российских и зарубежных журналах.
Коллекция Центра исламских рукописей
С момента своего основания Центр исламских рукописей им. Шейха Зайеда работает над составлением описаний и каталогизации имеющихся арабских, персидских и тюркских рукописей собрания ИВ РАН, включая новые поступления.
Хронологически материал распределяется от XV в. до начала XX в. Жанры представленных текстов также очень широки: от сочинений по фикху, сборников фетв, исламской догматики, тафсиров, сочинений по грамматике и морфологии, суфийских трактатов (в частности, тариката Накшбандийя), агиографических сочинений до словарей, персидских и тюркских диванов (среди которых есть и довольно редкие памятники персидской литературы - например, диван бухарского поэта XVIII в. Шайдо), поэтологических трудов и естественнонаучных текстов (рукопись труда Ибн Байтара по медицине).
Выставки
Центр исламских рукописей им. Шейха Зайеда ведет работу в области популяризации исламского рукописного наследия и привлечения внимания к проблемам его сохранения.
Так, осенью 2022 г. Центр при поддержке Фонда «История Отечества» стал организатором выставки османских рукописей (проходившей в стенах ИВ РАН), приуроченной к 145-летию начала Освободительной войны на Балканах (1877 г.).
Также рукописные Кораны, хранящиеся в Центре исламских рукописей, были экспонированы в Государственном Музее Востока на выставке «Московские Кораны», приуроченной к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией (03.11.2022 - 18.12.2022).
Наши сотрудники
Шамиль Шихалиевич Шихалиев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исламских рукописей):
Автор более пяти личных и коллективных монографий, а также более ста научных статей в российских и зарубежных журналах на русском, английском, немецком и турецком языках. Занимается изучением дагестанской литературы, отраженной в частных и государственных коллекциях рукописей, старопечатных книг и литографий на арабском, тюркском и дагестанских языках.
«В 2023 году исполнилось ровно двадцать пять лет моей работы в поле и ежегодных археографических экспедиций, которые начинались под руководством своего наставника и одного из известнейших востоковедов, доктора исторических наук, профессора А.Р. Шихсаидова (1928-2019). Богатый опыт работы с коллекциями в местах их расположения в различных районах Дагестана позволяет реконструировать общую интеллектуальную историю Восточного Кавказа, трансформировавшуюся на протяжении нескольких веков. Также это способствовало в составлении статистического анализа распространения различных жанров в хронологическом срезе. Собранные полевые материалы интегрируются в актуальные методы и подходы исторической и смежных дисциплин, в том числе, социальной истории книги. В рамках экспедиций 2022-2023 гг. с командой оцифровал и создал электронную базу данных трех библиотек исламских рукописей и старопечатных книг, среди которых частные коллекции Камалудина Камалова и Шейха Юсупова из с. Алхаджакент и коллекция краеведческого музея селения Ахты. Все коллекции по-своему уникальны и имеют свои особенности в жанровом и языковом составе. Они отражают интеллектуальный ландшафт, характерный для конкретного микрорегиона. Ряд найденных сочинений в этих коллекциях имели широкое распространение среди мусульман всего Дагестана, Волго-Уральского региона, Центральной Азии и Кавказа, что демонстрирует широкие трансрегиональные связи».
Илона Алексеевна Чмилевская (лаборант-исследователь, ученый секретарь Центра исламских рукописей):
«Мои научные интересы связаны в первую очередь с арабографичной рукописной традицией Восточного Кавказа, ознакомиться с особенностями которой мне удалось в пяти археографических экспедициях (2019–2023) в различные регионы Республики Дагестан, где было описано и оцифровано несколько частных и государственных коллекций.
Со времен бакалавриата под руководством В.О. Бобровникова я занимаюсь изучением трансформации правового обычая (‘адата) в Дагестане, которая отразилась в нарративных и нормативных рукописных арабоязычных источниках. Как изменился ‘адат после вхождения Дагестанской области в состав Российской империи под влиянием судебной реформы? Насколько замыслы, отраженные в имперских актовых документах, были реализованы на практике и как это отразилось на дагестанской сельской общине? Как имперские посредники повлияли на шариатское судопроизводство в крае? Ответы на эти и многие другие вопросы я пытаюсь найти дошедших до нас арабоязычных рукописных источниках – архивах сельских кади, шариатских дафтарах, судебной переписке и других, сопоставляя их с имперскими актовыми документами. Современные теоретические подходы, в частности правовая гибридность, акторно-сетевая теория, новая имперская биография и проч. позволяют интегрировать накопленный за годы полевых экспедиций материал в международное дискуссионное пространство.
Другое направление моих исследований сложилось в последние пару лет. Оно посвящено культу святых в Дагестане, связанных с ним повседневным религиозным практикам мусульман, особенностями формирования новых агиографических сюжетов в регионе и причин их забытия или преобразования. В рамках этой темы я также увлеклась и эпиграфическими памятниками Восточного Кавказа, в первую очередь надгробными стелами, зачастую встречающимися на местах совершения зийарата – паломничества к святым местам».