Статьи
МИР БЕКИРА ЧОБАН-ЗАДЕ
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №6
РУЕВ В.Л. ТУРЕЦКОЕ ВТОРЖЕНИЕ В КРЫМ В 1475 Г. ПОД НАУЧ. РЕД. А.Г. ГЕРЦЕНА. СИМФЕРОПОЛЬ: АНТИКВА, 2014. 308 С., ИЛ.
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №2
"ВРАЖЬИ РИФМЫ": ПЕРВЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ КРИЗИС, ХАДЖ ИЗ КРЫМА И ЕГИПЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА СРЕДИ КРЫМСКИХ ТАТАР В 1832 Г.
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №5
Статья представляет собой частичную публикацию и исследование документов из ГАРФ, объединенных в дело о слухах, распространившихся среди татар Крыма в 1832 г., о скором пришествии египетского паши Мухаммеда Али, который победит русских и завладеет Крымом. Кратко излагаются политические события, связанные с так называемым Первым египетским кризисом, которые непосредственным образом повлияли на умонастроения крымских татар, привели к распространению слухов и крамольной литературы. Высказывается предположение, что в Египте, через который лежал путь крымских татар, а также горских народов Кавказа, отправлявшихся в хадж, велась санкционированная Мухаммадом Али антирусская пропаганда.
КРЫМСКИЕ НУМИЗМАТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В АРХИВЕ И.Н. БОРОЗДИНА
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №5
В статье дается анализ золотоордынских нумизматических материалов из раскопок 1925 г. в Старом Крыму - Солхате, сохранившихся в архивном фонде И.Н. Бороздина (1883-1959) Архива Российской академии наук.
ОТ ТЮРКСКОГО ЭЛЯ К КАЗАХСКОМУ ХАНСТВУ
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6
Кадимитская и джадидская система образования в Дагестане: взгляд на преподавание арабского языка и ислама в ХХ в.
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №6
В статье дан анализ взаимодействия джадидизма и «кадимизма» в Дагестане, методике обучения в джадидских медресе, которые появились в Дагестане в начале ХХ в. Если в Волго-Уральском регионе идеи джадидизма касались реформы исламского образования в контексте преподавания на родном татарском языке, то в многонациональном Дагестане больше ориентировались на обучение на местных языках. Другим важным фактором являлось то, что арабский язык сохранял свое важное значение для дагестанской интеллектуальной элиты за весь советский период. На протяжении советской эпохи в Дагестане продолжал существовать «кадимизм» как традиционная система обучения наряду с новометодной системой. Это сосуществование двух систем привело к смешанному методу преподавания арабского языка и исламских дисциплин в новых исламских учебных заведениях, открывшихся в постсоветский период. Данная статья рассматривает несколько взаимосвязанных новых аспектов: 1) в ней рассматривается сравнительный подход в изучении джадидизма, особенности дагестанского варианта новометодной системы образования, который несколько отличается от движения джадидизма в Волго-Уральском регионе; 2) в статье рассматривается джадидская система образования в Дагестане, которая развивалась в тесном взаимодействии с традиционной образовательной системой, а не являлась его антиподом; 3) в статье рассматривается последовательное развитие системы исламского образования за весь ХХ в. Наконец, в данной статье дается новый материал, основанный на опыте изучения арабского языка и исламских наук одного из соавторов статьи, который обучался по смешанной джадидско-кадимитской системе в поздний советский и постсоветский период. Исследование опровергает широко распространенное в научной литературе мнение о том, что джадидская система обучения была более успешной, чем старометодная и что «кадимизм» как метод исламского образования должен был исчезнуть после установления советской власти и тем более после распада СССР.